Вертолёты на дистанционном управлении сегодня являются одной из самых популярных игрушек а так же увлекательным хобби для детей и взрослых. Грань когда игрушка переходит в хобби очень размыта, т.к. всё начинается с малого - все начинали с моделей попроще и подешевле, и в процессе обучения переходили на более сложные модели.
Вертолёты на радиоуправлении очень распространены в продаже и сложно определить что стоит покупать, а что нет, и что «лучше», а что «хуже» и зависит в первую очередь от целей покупки. Для начала классифицируем вертолёты и определим: какой класс вертолётов для каких целей больше подходит. Сильно не углубляясь, можно разделять вертолёты по: размеру; количеству каналов управления; системе лопастей; типу двигателя; типу управления.
Классификация по размеру:
Прежде всего можно классифицировать вертолёты по размеру, хотя эта классификация является очень относительной, т.к. вертолёты на радиоуправлении могут иметь самые разные размеры от нескольких сантиметров, до копий вертолётов размерами до нескольких метров.
Микро (мини) вертолёты;
Имеют небольшие размеры, от нескольких до 20-30 сантиметров. Так же их называют комнатными. Из-за небольшого веса их использование ограничено, и возможно в помещении где полностью отсутствует ветер. В большинстве случаев вертолёты такого размера являются просто игрушками и имеют мало общего с пилотажными моделями. Часто имеют инфракрасное управление, т.к. его вполне достаточно для полётов в помещении. Наш ассортимент микровертолётов можно посмотреть в соответствующем разделе.
Вертолёты среднего размера;
Средние вертолёты имеют размеры от 30 до 60 сантиметров, и подходят для полётов в помещении и на улице в безветренную погоду. Обычно, основаны на радиоуправлении мегагерцового диапазона либо на помехоустойчивом радио 2.4GHz. В зависимости от количества каналов управления могут быть как игрушечными моделями так и профессиональными пилотажными.
Большие вертолёты.
Размеры от 50-60 сантиметров до нескольких метров. Из-за размера в основном предназначены для полётов на улице, и хорошо управляются при небольшом ветре (однако на способность противостоять ветру не менее важное значение имеет схема управления). Основаны на радиоуправлении мегагерцового диапазона либо на помехоустойчивом радио 2.4GHz. В зависимости от количества каналов управления могут быть как игрушечными моделями так и профессиональными пилотажными. В нашем интернет-магазине они предоставлены в разделе "Большие вертолеты".
Классификация по количеству каналов управления:
Одна из самых важных характеристик вертолёта. Показывает количество команд которым подчиняется и которые умеет выполнять вертолёт, например: «вверх - вниз», «поворот вправо - поворот влево», «вперёд - назад» и т.д. Соответственно чем больше каналов управления тем сложнее механизм вертолёта и приёмо-передающая аппаратура, однако с увеличением числа каналов управления вертолёт из игрушки превращается в пилотажную модель. Наиболее распространены: 1-канальные, 2-канальные, 3-канальные, 4-канальные и 6-ти и более канальные вертолёты.
1-канальные;
Редко встречаются, чаще всего бывают в виде «летающей тарелки». Игрушка для детей от 3-5 лет. Умеют только подниматься в воздух и приземляться, т.е. понимает команды «вверх» и «вниз».
2-канальные;
Обычно это недорогие игрушечные вертолёты для детей от 3-5 лет. Умеют взлетать «вверх» и «вниз», и поворачивать «влево» и «вправо» (рыскание, руддер). Изначально сбалансированы так что всегда медленно летят вперёд. Чаще всего имеют микро- или средний размер.
3-канальные;
Уже вполне интересные игрушки для детей от 8-14 лет и взрослых. Имеют полноценное управления и подходят в качестве «первого» вертолёта. Могут взлетать «вверх» - «вниз», поворачивать «влево» - «вправо» (рыскание, руддер), лететь «вперёд» - назад» (тангаж, элеватор). Микровертолеты этого класса часто оборудованы инфракрасным управлением, т.к. предназначены только для помещения, однако могут быть и среднего и большого размера.
4-канальные;
Их можно отнести как к игрушкам, так и к простым модельным вертолётам. Стоят они значительно дороже 3-канальных, и имеют дополнительный канал управления: движение боком «влево» и «вправо» (крен, элероны). В большинстве случаев оборудованы радиоуправлением мегагерцового диапазона либо помехоустойчивым радио 2.4GHz. Управление дополнительным каналом осуществляется за счёт автомата перекоса, который расположен у основания лопастей и наклоняет ротор при движении боком и приводится в движение сервоприводами (сервомашинками).
6-ти и более канальные.
Такие вертолёты уже являются профессиональными спортивными моделями и позволяют выполнять фигуры высшего пилотажа. Они имеют каналы управления углом атаки лопастей, управление оборотами лопастей, управления гироскопом и др. Выполняют такие фигуры как: полёт в перевёрнутом состоянии, «петля», «бочка» и т.д.
Классификация по схеме управления:
От конструкции системы роторов (лопастей, винтов) зависят лётные характеристики, поведение вертолёта, нюансы управления. Бывают: соосной схемы, классической схемы, многороторные (многовинтовые) конструкции.
С соосной системой лопастей;
Самая устойчивая и простая в управлении система. Обычно применяется в игрушечных 3-х - 4-х канальных вертолётах разных размеров. Два винта на одной оси вращаются в противоположных направлениях, взаимно компенсируя крутящий момент. Поворачивает «влево-вправо» (рыскание, руддер) такой вертолёт за счёт регулировки скорости вращения одного из винтов, а полёт «вперёд-назад» (тангаж, элеватор) за счёт вертикально направленного хвостового винта. Несмотря на устойчивость такой системы, она очень чувствительна к ветру даже на вертолётах больших размеров.
С классической системой лопастей;
Один основной (несущий) винт, и один хвостовой (рулевой) винт направленный горизонтально, для компенсации вращающего момента основного винта. Самая распространённая схема на пилотажных/спортивных вертолётах, и редко встречается на игрушечных вертолётах из-за более сложной управляемости. Такая система менее стабильна чем соосная, но даёт большую скорость и манёвренность, а также менее восприимчива к ветру даже на небольших вертолётах. Такой вертолёт из-за сложностей и нюансов управления не рекомендуется как первый, и первые полёты желательно совершать на симуляторе.
Многовинтовые системы.
Системы из нескольких винтов с разными осями вращения, такие как тандемы и мультикоптеры (трикоптеры, квадрокоптеры, октакоптеры, гексакоптеры и т.д.). Такие вертолёты обладают большей скоростью, стабильностью и грузоподъёмностью. Предназначены в основном для специфических целей, таких как аэрофотосъёмка, транспортировка и пр.
Классификация по типу двигателя:
Вертолёты могут быть на электродвигателе и на ДВС (двигатель внутреннего сгорания).
Вертолёты с электродвигателем;
Благодаря многочисленным достоинствам, таким как: простота настройки и эксплуатации, бесшумность, отсутствие дыма и запаха, дешевизна, компактность, высокие характеристики электродвигателей - нашли широкое применение в вертолётах нижнего и среднего ценового диапазона. Среди недостатков только длительное время зарядки аккумуляторов, зависимость мощности от степени зарядки аккумулятора, недолговечность и хрупкость аккумуляторов, дороговизна ёмких аккумуляторов и мощных двигателей для больших вертолётов.
Распространение получили благодаря появлению литий-полимерных аккумуляторов с высокой отдачей тока и ёмкостью. В большинстве вертолётов микро и средних размеров установлен электродвигатель.
Электродвигатели могут быть коллекторные и бесколлекторные. Бесколлекторные имеют высокий КПД и более долговечны, но они значительно дороже классических коллекторных.
Вертолёты с ДВС.
Наиболее распространены в пилотажных моделях большого размера, при которых они дешевле вертолётов с электродвигателем. Основные недостатки это дым, запах, токсичность топлива; сложность настройки и эксплуатации; труднодоступность топлива. Бывают с калильным двигателем (наиболее распространены), с бензиновым и турбореактивным.
Классификация по типу управления:
Могут быть на радиоуправлении и инфракрасном управлении.
Инфракрасное управление;
Недостатки это помехи от солнечного света, что мешает использованию на улице; необходимость в замкнутом пространстве для отражения сигнала от стен. Однако в закрытом помещении эти недостатки не проявляются, поэтому для комнатных микро и средних вертолётов такой тип управлении не уступает радио.
Радиоуправление.
Практически лишено недостатков. Может быть в мегагерцовом диапазоне, который подвержен радиопомехам, и в помехоустойчивом гигагерцовом (например 2.4Ghz).
Выбор вертолёта.
Размер вертолёта необходимо выбирать исходя из ваших целей: для квартиры/зала лучше выбрать микро (мини) либо средний вертолёт с инфракрасным или радиоуправлением; для полётов на открытом воздухе (на улице) средний/большой и обязательно с радиоуправлением. Однако стоит понимать что чем больше вертолёт тем он более подвержен поломкам при падениях, и возможно стоит потренироваться на микровертолёте или в компьютерном симуляторе. Наличие гироскопа обязательно в любом случае, т.к. вертолёт без гироскопа практически неуправляем.
Выбор системы винтов зависит от подготовленности и возможно возраста. Для начинающих всех возрастов легче будет управлять соосным вертолётом, но управление вертолётом с классической схемой доставит гораздо больше удовольствия.
По количеству каналов для начала подойдёт 3-х либо 4-х канальный вертолёт, выбор зависит от бюджета, т.к. 4-х канальные вертолёты стоят значительно дороже.
Оптимальным выбором первого вертолёта по цене, простоте управления и надёжности возможно будет 3-х/4-х канальный соосный микровертолёт на радиоуправлении.